МКЦ
Молодежный космический центр
Международное сотрудничество (научная школа «Исследование космоса: теория и практика»)
МКЦ сотрудничает с молодежными объединениями других стран в области космонавтики: Общественной организацией «Студенты — за исследование и использование космического пространства» (UK SEDS, Великобритания), Университетом Аалборга (Дания), Некоммерческой организацией «Друзья и партнеры в космосе» «Friends and Partners in Space, США, Федеральный униветситет науки и технологий Монпелье 2 (Франция), университет Ла Сапиенса (Италия), Федеральный политехнический университет Лозанны (EPFL, Швейцария), университеты Райса, Хьюстона, Бейкера (США), университет Генуи, Италия и др.
На протяжении более 20 лет МКЦ ежегодно проводит Международную молодежную научную школу «Исследование космоса: теория и практика» под эгидой Госкорпорации РОСКОСМОС. За это время в работе Школы приняло участие более 2000 российских и иностранных студентов. Продолжительность программы — две недели.
Программа научной школы предусматривает знакомство с производственной базой космической отрасли, консультации и круглые столы с учеными, специалистами, космонавтами и астронавтами, культурные мероприятия.
Для участников организованы выездные практикумы на предприятиях ракетно-космической промышленности, где студенты имеют возможность ознакомиться с современными разработками космической техники. Будущие космические инженеры имеют возможность посетить РКК «Энергия» им. С. П. Королева, провести сеанс связи с экипажем Международной космической станции из российского Центра управления полетами, ознакомиться с системой подготовки космонавтов в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, примерить на себя космические скафандры в ОАО «Звезда», дотронуться до настоящей ракеты Р-7 в Учебно-экспериментальном центре МГТУ имени Н. Э. Баумана, где среди многочисленных образцов ракетно-космической техники также представлены различные образцы реальной космической техники: стыковочные узлы, ракетные двигатели и даже самый настоящий лунный посадочный модуль, сохранившийся от советской лунной программы Н-1.
Одним из основных образовательных элементов Школы является выполнение коллективного технического проекта по космической тематике, в рамках которого участники Школы получают практический опыт работы в международном коллективе над сложной научно-технической задачей, а также осваивают на практике применение отдельных экспертных методов и методов организации труда.
В соответствии с международной спецификой молодежной научной школы «Исследование космоса: теория и практика» при разработке коллективного технического проекта рабочим языком является английский. Это позволяет российским участникам получить существенную практику владения иностранным языком в профессиональной области при общении с носителями языка, что создает благоприятные условия для формирования соответствующих профессиональных языковых и коммуникативных компетенций.
Как правило, 4-5 смешанных команд на протяжении 12 дней с помощью компьютеров, электронных библиотек, приобретенных заранее знаний и опытных специалистов-наставников вместе работают как единое конструкторское бюро с четко разграниченными функциями. Примерами выполненных участниками Школы проектов являются: «Разработка спутника-инспектора» (2007 г.), «Включение Луны в земную информационную, ресурсную, производственную, энергетическую и экологическую структуры» (2008 г.), «Проектирование спутника для исследования Титана» (2009 г.), «Разработка космической станции с ненулевой гравитацией» (2011 г.) и другие.
Погружение в научно-техническое творчество при выполнении коллективного проекта — необходимое средство формирования профессионального облика специалиста космического профиля. Творческий совместный процесс имеет большое значение для формирования личных качеств будущего специалиста. Творческая работа над проектом направлена на интеллектуальное развитие студентов, расширения их кругозора, эрудиции, развития нестандартного мышления, способности оперативно решать поставленные перед ними задачи, творческое саморазвитие и самореализацию личности.
Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов — самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
Заключительная научная конференция позволяет студентам получить опыт презентации результатов коллективной научно-исследовательской работы, поделиться навыками проведения научных исследований. Финальная презентация результатов выполнения коллективного проекта вызывает большой интерес не только у экспертов, но и у самих студентов.
Для МГТУ им. Н. Э. Баумана важнейшим аспектом в реализации рассматриваемой программы является международный научный обмен, когда студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана совершают ответный визит к своим партнерам. С американской стороны в качестве принимающей стороны выступает на протяжении 10 лет Baker Institute и Rice University. Поездка будущего космического специалиста в Хьюстон — центр космической науки и техники США — это огромный опыт, который дает новый взгляд на космонавтику в целом, культуру производства, взаимоотношения между людьми. И этот опыт особенно ценен тем, что в ближайшем будущем наши сегодняшние участники научной школы могут стать коллегами по работе, сидящими по обе стороны океана, в рамках Межправительственной программы эксплуатации Международной космической станции, подписанной в 1998 году и успешно продолжающейся в настоящее время, а также программы пилотируемых космических полетов с помощью транспортного корабля «Союз».
Более подробная информация о Международной научной школе «Исследование космоса: теория и практика» представлена на сайте: http://ysc.sm.bmstu.ru/eng/sdtp/
АТУРК
В рамках Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) российские и китайские студенты начали работу по созданию микроспутника АТУРК. В проекте принимают участие 5 российских и 5 китайских университетов. Спутник планируется к запуску в 2020 году.
12 — 16 августа 2016 года в г. Харбин (КНР) прошли Российско-китайские соревнования студентов по проектированию спутников. Всего в конкурсе было представлено около 160 проектов студентов.
Студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана представили работу «Солнечный парус для наноспутников», которая в сложнейшей конкурентной борьбе заняла первое место.
Сайт НУК СМ
Данный сайт является официальным источником информации о факультете «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Сайт МГТУ им. Н.Э.БауманаСодержание
Контакты
Госпитальный пер, 10
Москва, 105005
+7 (499) 263-65-67
+7 (499) 263-65-12