СМ-10
Колесные машины
Заведующий кафедрой
Георгий Олегович Котиев
Кафедра сегодня
С 2003 г. кафедру возглавляет выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана 1991 года, профессор Георгий Олегович Котиев, под руководством которого ведутся опытно-конструкторские работы по созданию семейства колесных машин высокой проходимости и бронированных автомобилей. К деятельности конструкторского бюро кафедры постоянно привлекаются студенты, аспиранты и молодые ученые. За это время создано несколько образцов современных колесных машин, предназначенных для работы в тяжелых условиях Арктической зоны РФ, разработаны и построены образцы бронированных колесных машин. С 2011 года ведется комплексная работа по созданию семейства унифицированных высокомобильных модульных платформ нового поколения для транспортировки вооружения и военной техники (по заказу Министерства обороны РФ). Успешно выполнен проект в рамках постановления Правительства №218 с ПАО «КАМАЗ» «Создание системы привода ведущих колес транспортных систем с независимой подвеской с осевой нагрузкой до 10 тонн» (2013-2015 г.).
Знания, полученные студентами на кафедре СМ10 при изучении специальных дисциплин, позволят разрабатывать автомобили с использованием современных методов сквозного проектирования, проводить виртуальные испытания автомобилей, их узлов, агрегатов и систем с использованием современных программных продуктов динамики систем твердых тел, методов конечно-элементного анализа. Выпускники приобретут навыки использования технологий управления данными об автомобиле на всех стадиях его жизненного цикла (PLM-технологий).
В настоящее время ведутся работы со многими отраслевыми предприятиями и научными центрами в РФ: Группой «ГАЗ», Концерном «Тракторные заводы», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» по созданию семейства транспортных средств представительского класса, высокотехнологичных производств: экологичного электрического транспорта для мегаполисов (совместно с ООО «ЛИАЗ») и вездеходных транспортных систем для Арктики (совместно с ПАО «КАМАЗ»).
Сотрудники и студенты старших курсов кафедры «Колесные машины» принимают активное участие в НИР и НИОКР, проводимых на кафедре, среди которых за последнее время можно выделить следующие:
- Создание высокотехнологичного производства унифицированного модельного ряда электробусов и троллейбусов с автоматическим подключением к контактной электросети и автономным ходом. Заказчик: ООО «Ликинский автобусный завод».
- Создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон РФ, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленностей. Индустриальный партнер: ПАО «КАМАЗ»
- Разработка модельного ряда снегоходной мототехники для повышения транспортной доступности населения Арктической зоны РФ. Индустриальный партнер АО «Русская механика»
Кафедра неоднократно выполняла актуальные правительственные научно-исследовательские работы. В настоящее время ведутся конструкторские и научные разработки в интересах Министерства обороны и Министерства внутренних дел, ПАО «Газпром» и других организаций.
Кафедра «Колесные машины» является одной из 30 родственных кафедр университетов России и сотрудничает с ними в области учебно-методической и научной работы. Создан филиал в ГНЦ РФ НАМИ, где проводятся для студентов лабораторные занятия. За последние 25 лет создана научная межотраслевая школа по разработке колесных и гусеничных транспортных систем с применением современных средств трехмерного проектирования, имитационного математического моделирования рабочих процессов отдельных подсистем и прочностного анализа элементов конструкции.
Студенты получают углубленные теоретические знания в области полноприводных колесных машин, овладевают математическим моделированием движения колесной машины в различных условиях эксплуатации и моделированием отдельных систем машины (трансмиссии, системы подрессоривания, несущей системы и др.), расчетами на прочность методом конечных элементов, твердотельным проектированием и разработкой конструкторской документации. Для реализации образовательных программ и проведения НИОКР на кафедре созданы вычислительный центр с современной компьютерной техникой и учебная научная лаборатория.
Отдельно стоит упомянуть практику студентов. Кафедры СМ10 и СМ9 проводят очень интересные, насыщенные и главное полезные практики. За счёт выстроенных отношений с ведущими предприятиями России, студенты ежегодно имеют возможность работать на лучших заводах нашей страны. Они имеют возможность одновременно получать бесценные знания и при этом ещё получать за это деньги. Летом студенты выезжают в такие города как Тольятти, Набережные Челны, Челябинск, Екатеринбург, Чебоксары, Нижний Новгород, Нижний Тагил и другие.
В 2016 году в Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана начал работать филиал нашей кафедры, где проводится подготовка бакалавров и специалистов инженеров-механиков для лесного комплекса.
На базе проводимых научно-исследовательских работ на кафедре подготовлено 160 кандидатов, 14 докторов технических наук, издано 16 учебников, более 1000 научных статей, 12 монографий, более 40 внедренных авторских свидетельств и патентов.
Наши выпускники работают на предприятиях:
- ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
- ОАО «АВТОВАЗ»
- Группа ГАЗ
- АО «Русская Механика»
- ПАО «КАМАЗ»
- ПАО «Туполев»
- ПАО «Корпорация «Иркут»
- НИИ СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана
- НИИ РЭТ МГТУ им. Н.Э. Баумана
- ООО «КАТЕ»
С 2020 года кафедра открывает новый набор бакалавров по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02), направленность «Электромобили». «Электромобили» - стремительно развивающееся направление, которое охватывает большое число смежных областей знаний и видов деятельности, включающих в себя конструкторскую подготовку, информатику, электротехнику и электронику, технологическую подготовку и научно-исследовательскую.
Особенностью нового набора бакалавров является внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий, начиная с 1 курса обучения: инженерная графика у студентов 1 курса будет преподаваться преподавателями кафедры «Колесные машины», имеющих опыт выполнения НИР и НИОКТР, проводимых на кафедре, и только с использованием современных программных комплексов твердотельного моделирования и с учетом требований предприятий отрасли, таким образом, подготовка чертежей, конструкторской документации осуществляется без бумажных носителей. Кроме этого, будет осуществлена «цифровая» трансформация учебного процесса и переход к бесчертежным технологиям.
Более 20 лет кафедра «Колесные машины» использует в учебном процессе «Цифровые технологии». В целях обеспечения конкурентоспособности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана на рынке труда в условиях перехода к «цифровой» экономике кафедра «Колесные машины» приняла решение о необходимости внедрения в образовательный процесс обучения современным «цифровым» технологиям в контексте управления жизненным циклом изделий (PLM-технологиям).
Указанные цифровые технологии уже используются автомобилестроителями за рубежом и внедряются на автомобильных предприятиях отечественной отрасли, в частности, на предприятии ГК «Ростехнологии» - ПАО «КАМАЗ». Обучение PLM-технологиям в образовательном процессе планируется по всем видам подготовки студентов: научно-исследовательской, конструкторской, производственно-технологической, организационно-экономической и т. д. Стадии жизненного цикла изделия практически охватываются соответствующими компетенциям выпускников, указанным в образовательных стандартах.
Сайт НУК СМ
Данный сайт является официальным источником информации о факультете «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Сайт МГТУ им. Н.Э.БауманаСодержание
Контакты
Госпитальный пер, 10
Москва, 105005
+7 (499) 263-65-67
+7 (499) 263-65-12