СМ-10
Колесные машины
История
Заведующие кафедрой
Е.А. Чудаков А.А. Липгарт Г.А. Смирнов А.А. Полунгян
С 1936 по 1953 г. - Е.А. Чудаков (1890-1953), академик, вице-президент Академии наук СССР.
С 1953 по 1973 г. - А.А. Липгарт (1898-1980), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат пяти Государственных премий, Главный конструктор Горьковского автомобильного завода, доктор технических наук, профессор.
С 1973 по 1988 г. - Г.А. Смирнов (1920-1993), доктор технических наук, профессор.
С 1988 по 2003 г. - А.А. Полунгян (1931-2011), заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор.
С 2003 года по настоящее время кафедру возглавляет Г.О. Котиев, доктор технических наук, профессор.
В 1936 г. по инициативе Евгения Алексеевича Чудакова (1890-1953, выпускник Императорского Московского технического училища 1916 года) была организована кафедра «Автомобили», и он сам становится ее первым руководителем вплоть до конца своей жизни. За это время кафедрой выпущено более 2500 квалифицированных инженеров, выполнено более 40 научно-исследовательских работ, подготовлено 10 кандидатов наук. При кафедре работали 5 студенческих научных кружков по различным научным направлениям автомобилестроения. Е.А. Чудаков (академик, вице-президент Академии наук СССР) сыграл выдающуюся роль в создании и развитии науки об автомобиле. Он является основоположником теории движения автомобиля.
В 1953 г. кафедру возглавил главный конструктор Горьковского автомобильного завода Андрей Александрович Липгарт (1898-1980, выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана 1926 года) и руководил кафедрой до 1973 г. Кафедра получила новое название «Колесные машины». За время работы на кафедре и в НАМИ, где он был заместителем директора и главным конструктором, он создал и внедрил в практику новый научный метод решения конструкторских задач, заключающийся в широком использовании экспериментальных и исследовательских работ. А.А. Липгарт внес огромный вклад в развитие автомобильной промышленности и конструкторской школы автомобилестроения.
С 1974 по 1988 г. кафедрой заведовал профессор Глеб Анатольевич Смирнов (1920-1993, выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана 1951 года). Под его руководством велись работы по созданию и исследованию оригинальных типов движителей (колесно-шагающего, волнового, металлоэластичного и др.), которые находят применение при создании мобильных роботов, а также при движении по поверхности других планет. Были проведены работы по исследованию управляемости и устойчивости многоприводных колесных машин. Совместно с заводом КАМАЗ проведены поисковые опытно-конструкторские работы по созданию семейства полноприводных экологически чистых грузовых автомобилей.
Исследованы процессы стационарного бокового увода у крупногабаритных (диаметром до 3 м) шин и построена оригинальная теория нестационарного увода. Совместно с заводом МАЗ был построен и проходил испытания уникальный ходовой макет многоосного шасси полной массой 60 т, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес и бортовую цифровую систему управления.
На кафедре сложились научные направления, возглавляемые профессорами кафедры. Под руководством профессора Николая Федоровича Бочарова создана научная школа по разработке методов расчета на прочность рам автомобилей, исследовались новые типы движителей (пневмокатки и пневмогусеницы и др.), обеспечивающие значительное повышение проходимости транспортных средств, велись также работы экологического направления по снижению уровня шума автомобилей. Для ряда моделей Волжского автозавода предложены новые решения в конструкции двигателя, показана возможность уменьшения вибрации путем использования вставок из пористого материала на основе стальной сетки под коренные подшипники коленчатого вала двигателя, подшипники коробки передач и редуктора ведущего моста, разработана новая конструкция подвески силового агрегата с использованием виброизоляторов из металлорезины, что позволило снизить вибрации на рулевом колесе до нормативных требований. Для грузовых автомобилей МАЗ и КрАЗ и для трактора МТЗ были разработаны специальные капсулы для силового агрегата и изменена система выпуска отработавших газов, что позволило снизить шум без ухудшения характеристик двигателя.
Профессором Валерием Сергеевичем Цыбиным основана научная школа по созданию элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Были разработаны технологические методы, обеспечивающие крупносерийное производство изделий из композиционных полимерных материалов методами прессования и литьем под давлением. Под его руководством впервые в стране был создан легковой автомобиль с кузовом из композиционных материалов, а также несущий кузов для плавающей колесной машины из композиционных полимерных материалов. Затем эти работы возглавил доцент Борис Алексеевич Афанасьев.
Впервые был создан несущий (безрамный) корпус для плавающей колесной машины высокой проходимости из композиционных полимеров, нашедший в дальнейшем реализацию в промышленности. В результате этих работ была создана оригинальная методика оценки эффективности применения композиционных полимерных материалов, позволяющая на стадии проектирования правильно выбрать объект для его воплощения в новом материале и наметить пути повышения эффективности.
С 1988 по 2003 г. заведующим кафедрой был Аркадий Авсеевич Полунгян (1931-2011, выпускник МВТУ им. Н.Э. Баумана 1954 года), заслуженный деятель науки РФ. Под его руководством была разработана система автоматизированного моделирования динамической нагруженности трансмиссий, ходовых частей и несущих систем многоприводных колесных машин. В целях ускорения внедрения результатов исследований в производство был разработан, изготовлен и введен в эксплуатацию стендовый комплекс для исследования динамической нагруженности колесных машин на физически подобных моделях и оценки демпфирующих устройств трансмиссий. Разработаны, изготовлены, испытаны и внедрены в серийное производство транспортных машин конструкции упругофрикционных демпферов.
Группой доцента Владимира Алексеевича Галашина велись работы по повышению плавности хода и управляемости колесных машин, снижению их массы и металлоемкости благодаря применению оригинальных пневматических упругих элементов с резинокордной оболочкой. Совместно с НПО «Прогресс» разработаны рукавные элементы для систем подрессоривания автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей и специальных колесных машин. Проведены исследования по надежности пневморессор, предложены конструктивные и технологические мероприятия, позволяющие в 1,5-2 раза повысить срок их службы. Создана система вторичного подрессоривания (кабин, мотоотсеков и др.) многоосных колесных машин, в результате чего достигнуто значительное снижение вибронагруженности в наиболее опасной низкочастотной области. Это, в свою очередь, привело к повышению комфортабельности, а также к сохранности оборудования и грузов. Разработанные упругие элементы и система подрессоривания защищены авторскими свидетельствами.
Под руководством профессора Геннадия Ивановича Гладова велись работы по совершенствованию управляемости, устойчивости и маневренности многозвенных большегрузных автопоездов в тяговом и тормозном режимах, а также по созданию методов оптимального распределения мощности по ведущим колесам автопоезда. Работы Г.И. Гладова внедрены в производство в организации КБ «МОТОР» при проектировании и создании многозвенных автопоездов, необходимых для специальных целей и в народном хозяйстве.
Работы по исследованию расчетных методов несущих систем в настоящее время продолжаются под руководством профессора Валерия Николаевича Зузова. Наряду с прогнозированием и оценкой прочности и жесткости конструкций при статическом и динамическом нагружениях применяются методы оптимального проектирования и оценки пассивной безопасности кабин и кузовов колесных машин. Работы проводились с ведущими заводами отрасли: КамАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, АО «Москвич», а также КрАЗ, МАЗ и МТЗ. Внедрение методики поиска оптимальных решений для сложных несущих систем при большом числе варьируемых параметров, разработанной В.Н. Зузовым, позволило снизить массу несущей системы трактора МТЗ-80. Для кабин автомобиля КамАЗ были разработаны конструктивные мероприятия по изменению силовых элементов, обеспечивающих требуемую безопасность. Разработанное программное обеспечение внедрено на ряде заводов, в НИИ и учебных заведениях.
Сайт НУК СМ
Данный сайт является официальным источником информации о факультете «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Сайт МГТУ им. Н.Э.БауманаСодержание
Контакты
Госпитальный пер, 10
Москва, 105005
+7 (499) 263-65-67
+7 (499) 263-65-12