СМ-9
Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы
История
Кафедра была основана в 1938 г. для подготовки высококвалифицированных кадров в области проектирования и конструирования специальных гусеничных машин.
Основатель кафедры и первый заведующий с 1938 года по 1965 год — профессор Михаил Константинович Кристи, основоположник отечественной научной школы проектирования и конструирования гусеничной техники.
Первый выпуск инженеров-танкостроителей, который пришелся на 1941 год – год начала войны с Германией, показал высочайшее качество подготовки инженеров. Не случайно среди первых выпускников звучат фамилии известных в области танкостроения руководителей – В.С. Старовойтова, П. П. Исакова. И так было с каждым выпуском: имена А.Л. Кемурджиана, Л.И. Пугачева, Ю.П. Костенко, Н.А. Забавникова, В.И. Красненькова, В.М. Антонова и многих других хорошо известны среди специалистов по бронетанковой и смежной с ней технике.
Энциклопедические знания, необыкновенная скромность, человечность и тактичность Михаила Константиновича Кристи– все это притягивало к нему людей чистых помыслами, незаурядных, способных не по приказу, а по совести выполнять любую работу, в любое время. Не было случая, чтобы Михаил Константинович повысил голос или кого-то отчитал. Всем было просто неудобно чем-то вызвать даже малейшее неудовольствие. М. К. Кристи не был не только доктором, но и кандидатом наук, и только под давлением кафедры он согласился, чтобы сотрудники кафедры к его 70-летию ходатайствовали о присвоении ему почетного звания «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР».
От него окружающим сотрудникам, аспирантам, студентам передавалась неистощимая энергия и оптимизм, стремление сделать что-то новое, оригинальное.
После кончины М. К. Кристи в 1965 году кафедру возглавил В. А. Иванов.
Виктор Алексеевич родился в 1906 году в старинном русском городе Ельце. В Ленинграде он получил высшее техническое образование, а затем в Москву, где он провел практически всю свою плодотворную жизнь — более 50 лет.
В МВТУ Виктор Алексеевич начал работать с 1939 года, когда стал инспектором производственной практики и ассистентом кафедры графики. (он хорошо рисовал, особенно пейзажи).
В 1941 году В. А. Иванов стал заведующим лабораторией и ассистентом кафедры «Гусеничные машины» и незаменимым помощником М. К. Кристи. С ним он выезжает в эвакуацию в г. Ижевск, куда в 1941 году временно перебазировалось МВТУ,с ним возвратился в МВТУ в 1944 г. и возрождал кафедру и лабораторию.
С 1944 года В. А. Иванов начинает работать преподавателем, в этом же году становится деканом танкового факультета, где проработал до 1948 года, когда факультет был преобразован в факультет транспортного машиностроения. В то же время он оставался правой рукой Михаила Константиновича, его заместителем.
Благодаря профессионализму и богатому жизненному опыту Виктор Алексеевич стал признанным авторитетом среди ученых и военных, связанных с танкостроением.Он участвовал в правительственных комиссиях, в техсовете Миноборонпрома, экспертной комиссии ВАКа, различных комиссиях Госкомитета по науке и технике. От ассистента без степени В. А. Иванов прошел путь до доктора технических наук, профессора, заведующего головной кафедрой специальности. В течение многих лет он руководил эксплуатационной практикой студентов (сначала на Брянском, а затем на Житомирском танкоремонтных заводах), проводя с ними не только положенное учебное время, но и досуг.
Виктор Алексеевич возглавил кафедру после смерти М. К. Кристи и руководил ею в течение шестнадцати лет, свой уход с поста заведующего кафедрой он мотивировал не состоянием здоровья, а желанием видеть на этом посту молодого, талантливого ученика М. К. Кристи — В. И. Красненькова. Это был пример, достойный подражания.
В. И. Красненьков, уроженец Талдома, закончив в 1950 году кафедру гусеничных машин, по распределению попал на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил, где проработал почти четыре года инженером-технологом и начальником технологического бюро одного из танковых цехов. Приобретя производственный опыт, В. И. Красненьков поступает в очную аспирантуру на родную кафедру, которую окончил в 1958 г., успешно защитив кандидатскую диссертацию. Как выдающийся специалист, он был оставлен на кафедре на преподавательскую работу и прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой. Почередно ушли на пенсию наши заслуженные ветераны-первопроходцы:С. И. Леонов, А. А. Полежаев, Б. А. Пылов), а их место заняли молодые, энергичные и талантливые выпускники кафедры, проработавшие не один год на кафедре в качестве инженеров по научно-исследовательской части: Ю. Л. Рождественский, С. А. Харитонов, В. Н. Брекалов, А. Г. Иванов.
Расширилась сфера влияния кафедры в науке. В этот период окрепло новое научное направление на кафедре – трибология. Его основатель, ныне доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, зам. директора Института Машиноведения РАН, действительный член нескольких академий Ю. Е. Дроздов, начал свой путь на кафедре с заведующего лабораторией сразу после окончания МВТУ. Им был создан уникальный стенд для исследования вопросов трения и износа и подготовлен кадровый состав для развития этого направления. После ухода Ю. Н. Дроздова по приглашению на работу в ИМАШ это направление возглавил его последователь Е.Г. Юдин.
Пребывание В. И. Красненькова на посту заведующего кафедрой было ознаменовано еще одним важным событием: во ВНИИСтали был организован филиал кафедры, обслуживающий специализацию «Комплексная защита военных гусеничных машин».
В 1990 году, после смерти В.И. Красненькова, кафедру возглавил его заместитель Е.Г. Юдин.
До конца 80-х годов XX-го кафедра называлась «Гусеничные машины» и входила в состав «Конструкторско-механического факультета» (К-2), а затем была переведена на факультет «Специальное машиностроение» (СМ-9) с новым названием «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы».
С момента основания и по настоящее время кафедра занимает ведущее положение в отечественной научной школе проектирования и конструирования специальных гусеничных машин.
Сайт НУК СМ
Данный сайт является официальным источником информации о факультете «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Сайт МГТУ им. Н.Э.БауманаСодержание
Контакты
Госпитальный пер, 10
Москва, 105005
+7 (499) 263-65-67
+7 (499) 263-65-12